О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №7-8 (13033-13034)
22 февраля 2002 г.

Новости

Конференция трудового коллектива

В актовом зале Управления на Цветном бульваре 28 февраля будет проходить конференция трудового коллектива Московского Метростроя по проверке и заключению коллективного договора на 2002-2004 годы.
В сегодняшнем номере "Метростроевца" мы публикуем проект коллективного договора (стр. 3-4, 6).

Встреча боевых друзей

Она состоялась 13 февраля во Дворце культуры Метростроя. Бывшие воины-интернационалисты отмечали 13-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Рядом с ними и родителями погибших метростроевцев в этот вечер были участники Великой Отечественной, строители тоннеля "Саланг", моста Дружбы через Аму-Дарью, перевалочной базы Хайратон.
По традиции на встрече был дан концерт, в котором принимали участие авторы и исполнители "афганских" песен, а также коллективы ДК Метростроя.

Начинаем легкое метро

Участок В. В. Харина из СМУ-12 с помощью механизаторов СМУ-9 врезался в правый естественный откос станционного котлована "Бульвар Дмитрия Донского". Отсюда СМУ-12 начинает сооружать станционный тоннель легкого метро.
Геологические условия здесь очень сложные, так как на месте строительства раньше был овраг с ручьем, впадающим в речку Битцу. Часть грунта поэтому насыпная, внизу проходит плывун. Строителям приходится противостоять сразу и натиску оттепельных вод, и сползанию откоса. К середине февраля они забетонировали две небольшие заходки основания под бетонную подготовку лотка.

По опушке прошла траншея

С опушки бутовской дубравы, откуда ТО-6 должен начать проходку перегонного тоннеля для так называемого легкого метро, поступила, наконец, долгожданная информация. Механизаторы СМУ-9 приступили там к прокладке пионерной траншеи по периметру котлована для будущей монтажной камеры "Ловата". Одновременно готовится бетонная полоса для установки, которая будет сооружать "стену в грунте".
На огороженной стройплощадке ТО-6 уже устроены основные дороги и проезды, начато возведение фундамента под цех подготовки блоков обделки тоннеля. На площадку завезено около 50 модулей для сборки душкомбината и для других целей.

На пусковом объекте

Сбойка только раззадорила

Благодаря пуску станции "Аннино" теперь намного проще стало добираться до метростроевских объектов в Северном Бутове. И если конкретно иметь в виду давнюю стройплощадку СМУ-15 на окраинной Старобитцевской улице, то до нее примерно 15-20 минут хода от нынешней конечной остановки Серпуховско-Тимирязевской линии.
К слову сказать, раньше кое у кого были опасения, что станция "Аннино" из-за относительно слабой застройки окрестных кварталов будет слабо загружена. Ничего подобного. Даже на исходе "часа пик" вагоны подземной электрички неплохо наполняются. Автобусы, подкатывающиеся по Варшавке из-за МКАД, постоянно добавляют новые порции пассажиров.
Трасса пускового перегона еще не вся пройдена, но 8 февраля на ней был ликвидирован один из двух самых длинных разрывов. Как уже сообщалось в "Метростроевце", проходчики СМУ-6 произвели сбойку правого перегонного тоннеля, выведя свой испытанный временем щит в монтажную камеру, находящуюся между Старобитцевской улицей и МКАД.
Предполагалось, что это произойдет утром, так как накануне оставалось преодолеть только два метра. И спустившись 8 февраля в монтажную камеру, я, действительно, увидел несколько примет близкого финиша, хотя еще не сам щит. На месте его ожидаемого выхода были сооружены легкие леса, чтобы с них сварщик мог отрезать вверху сваи, ограждающие котлован камеры. А на свежих досках затяжки к тому времени четко были видны вертикальные надломы - в двух местах подошедший изнутри щит потревожил их своим мощным напором. И уже при мне из толщи породы примерно в середине будущего устья тоннеля пробился наружу арматурный стержень. По его длине сделали замер оставшейся непройденной "пробки" - всего лишь 90 сантиметров отделяли щит от выхода на дневной свет. А по самому месту прокола уже можно было судить, что щит нормально впишется в подготовленную для него бетонную обойму. Главный маркшейдер СМУ-6 Михаил Терентьев и участковый маркшейдер Ширази Зульфугаров облегченно вздохнули. Сварщик Владимир Столярчук решительно направил пламя своего резака на крайнюю сваю. А рабочие из бригады Владимира Сергеева, готовившие портал и лоток для встречи подземного гостя, с удвоенной энергией налегли на ломы.
Наблюдавший за всем этим заместитель начальника третьего участка СМУ-6 В.Г.Князев сказал, что небольшая задержка с окончательной сбойкой произошла из-за ночной остановки щита. Перед самым финишем, как назло, случилась очередная поломка... Тем временем к месту ожидаемого события спустились и начальник участка В.П.Купряшкин, и механик А.С.Попков.
Владимир Павлович сравнительно молод как начальник, а метростроевского опыта ему не занимать - идет двадцать второй год после окончания ПТУ. Первой станцией в его биографии стала "Тульская". Потом он работал и учился в институте. В СМУ-6 пришел в 1999 году.
Прошлой ночью ему, конечно, сразу сообщили о вынужденной остановке проходки. Купряшкин созвонился с механиком и Анатолий Сергеевич тут же выехал в Северное Бутово. Руководил перезарядкой домкрата.
Проходку здесь начали в середине прошлой осени. Но перед этим еще надо было вызволить щит, который ждал работы в котловане "Бульвара Дмитрия Донского" после проходки небольшого отрезка тоннеля под ЛЭП.
Новая его задача тоже была не очень объемной - требовалось пройти чуть больше 160 метров Самыми сложными из них оказались стартовые: под коммуникациями и под проезжей частью Старобитцевской улицы.
- На том этапе мы работали по скользящему графику, - рассказывал Купряшкин, - чтобы не было никаких остановок. А дальше пошли нормально, в три смены, с выходными. Под конец стабильно делали один цикл в смену. Проходческими бригадами у нас командуют Иван Савченко, Сергей Кривенков, Александр Юсов. Правда, Юсов приболел, и перед сбойкой его заменял Николай Графонов.
Приехав на ту же стройплощадку в понедельник, уже можно было любоваться самим щитом, метра на два-три вышедшим из тоннеля. С обоймой он совпал на самом деле очень хорошо, а на верхней части оболочки вынес наружу приглаженный слой песка. В то же время бросалось в глаза фрагмента одной из горизонтальных перегородок. Оказывается, она вывернулась под воздействием породы и ее пришлось попросту отрезать. Причина - общая усталость металла, на своем веку вдоволь поработавшего под землей. О.Г.Литовченко, который в качестве зама главного инженера СМУ-6 курировал проходку, о возрасте техники и говорить не стал - это всем известная проблема. Но в своем комментарии он затронул не менее больное место:
- При больших перерывах в метростроении люди начинают терять профессиональные навыки, - сказал он. - Наше СМУ издавна специализировалось на тоннелях глубокого заложения и много чего интересного построило. Но у нас проходки не было с той поры, как сооружался второй выход станции "ВДНХ". И что получилось теперь? Если раньше кольцо собирали за сорок минут, то на этом перегоне на такую же операцию уходило до полутора часов.
После завершенной сбойки третьему участку в этом же тоннеле предстоит немало работы - от чеканки до укладки путевого бетона. Но все это должно закончиться в мае. А что дальше?
Именно об этом в первую очередь спрашивали проходчики директора СМУ-6 Игоря Ивановича Колдунова, когда он по горячим следам приехал их поздравить со сбойкой. А в среду, 13 февраля, участок Купряшкина посетил генеральный директор Мосметростроя Геннадий Яковлевич Штерн. Внизу, в монтажной камере он побеседовал с одним из бригадиров, выведших щит на "свет божий", с Сергеем Ивановичем Кривенковым. Потом генеральный директор, сопровождаемый большой группой специалистов, прошел в тоннель и там разговор продолжился. Речь шла в основном о перспективах, о том, что метростроителям желательно все же заниматься своим прямым делом.
Игорь Иванович Колдунов высказал пожелание:
- Нам бы еще такого тоннеля пройти метров восемьсот!
Г.Я.Штерн поблагодарил коллектив участка за хорошую работу и вкратце обрисовал ближайшие задачи СМУ-6.
Позже я беседовал с Сергеем Ивановичем Кривенковым. Бригадир хотел бы отметить в газете машиниста ППМ Эдуарда Бочко, машиниста щита Ярослава Закало, проходчика Олега Чирикова. Это все опытные метростроители со стажем в 10-15 лет. Рядом с ними постепенно овладевают секретами подземной работы новички. Сам Сергей Иванович на Метрострое трудится четверть века. Он еще помнит совсем другие скорости проходки. Немного жалеет, что путь до этой сбойки был таким коротким. Даже такой старый щит он тоже согласился бы вести еще хоть километр.
Ю.Петрунин

* * *
Владимир Бобров, сменный инженер ООО "Тоннель-2001", работает на горнопроходческом комплексе фирмы "Херренкнехт", который продолжает свой подземный путь от Проломной заставы к Лефортову. За плечами инженера большой метростроевский стаж, он сооружал объекты в разных концах Москвы, но еще нигде ему не доводилось принимать участие в проходке тоннеля такого большого диаметра и с помощью такой техники.
В.Бобров сфотографирован рядом с пультом управления растворным узлом, находящимся на глубине 20 метров.
Фото С.Полетаева

23 Февраля - День защитника Отечества

От врага заслонили просторы России

Дорогие друзья-метростроевцы!
От имени Московской организации воспитанников Армии и Флота поздравляю вас с замечательным праздником - Днем защитника Отечества. В России нет семьи, не связанной с армией. В свое время служили деды, отцы, сыновья. Каждый из них вносил посильный вклад в укрепление Вооруженных Сил.
День защитника Отечества по-особому дорог нам, воспитанникам Армии и Военно-Морского Флота. Великая Отечественная война стерла грань между взрослыми и подростками. Определила каждому место в жестокой битве с фашизмом.
На долю мальчишек и девчонок сороковых годов выпали серьезные испытания. С первых дней войны в частях, на кораблях Военно-Морского Флота стали появляться ребята, судьбы которых сложились трудно. Немало среди них было сирот, потерявшихся на дорогах войны. Армия подбирала их, обувала, одевала, учила владеть оружием, доверяла место в боевом строю. И они наравне со взрослыми несли тяжелое солдатское бремя. Воинская доблесть сынов и дочерей полка стояла рядом с мужеством взрослых солдат. В ответ на многочисленные просьбы мальчишек направить их на фронт ЦК ВЛКСМ обратился к Правительству Советского Союза с просьбой о создании школы юнг. Кто из нас в те годы не хотел стать юнгой! Даже ребята, уже одетые в полевую форму, мечтали о бескозырке.
Школа юнг дислоцировалась на Соловецких островах и была укомплектована юношами 15-16 лет, исключительно добровольцами. И это была самостоятельная, самая молодая по возрасту, воинская часть, имеющая боевое знамя. За время своего существования школа юнг подготовила 4111 человек многих морских специальностей. Мальчишки встали на боевые посты на кораблях Военно-морского Флота вместо ушедших на передовую кадровых моряков. Палуба корабля - тот же фронт. Ребята выполнили свой долг и внесли вклад в нашу Победу.
Много ли было на фронте юных героев? По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации - 3500 человек. Но это далеко не полные списки; многие командиры боялись ответственности и не отдавали приказ о зачислении подростков в состав части. Ребята были просто ее воспитанниками, и многие из них до сегодняшнего дня доказывают свое участие в войне. Есть еще списки воспитанников Армии и Флота в Центральном доме детского творчества, в Центральном музее Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны, в школьных музеях боевой славы, на руках бывших сынов и дочерей полков и тех граждан, которые считают своим долгом вести поиск защитников Отечества.
Наша организация тоже собирает этот бесценный исторический материал. Она поставила перед собой задачу выпустить книгу с полным списком фамилий юных героев Великой Отечественной войны, соорудить им памятник в Москве, установить памятную плиту на Поклонной горе в музее Великой Отечественной войны. Это святой долг перед памятью наших сверстников, одетых в солдатскую и матросскую формы, погибших в боях за Родину, не доживших до нынешних времен из-за ранений и болезней. Это человеческий долг - помнить в первую очередь тех юных героев, которые не увидели нашей Победы, но сделали для нее все, что могли. Память о прошлом дорога нам, воспитанникам Армии и Флота, И недаром поэт Роберт Рождественский сказал:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим,
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.
Да, это надо и нам, и тем, кому жить после нас, кому защищать Отечество.
Во время встреч с молодежью я обычно рассказываю о подвигах нашего поколения. Например, Слава Царьков в 17 лет стал офицером, командиром взвода фронтовой разведки. Он награжден орденами Отечественной войны 1 и II степеней, орденами "Красной звезды", Славы II и III степеней. Когда по Берлину шел юный офицер, бывалые фронтовики с удивлением смотрели ему вслед.
Катя Демина, служившая санинструктором в морской пехоте, спасла сотни бойцов и стала Героем Советского Союза.
Лера Соколова в 14 лет стала командиром 76-миллиметрового орудия. Подбила два танка в одном бою. Тяжело раненная, она попала в госпиталь, а когда вылечилась, была направлена в зенитно-артиллерийский полк наводчиком. Сбила два фашистских самолета. Она награждена тремя орденами Отечественной войны и медалью "За отвагу".
Зина Подольская в 14 лет стала механиком-водителем знаменитого танка Т-34, имеет боевые награды.
С войны вернулся без ног сын полка 185-й стрелковой дивизии Леонид Картаузов. Полученная им фронтовая закалка помогла справиться с тяжелым ранением. Леонид стал комбайнером, работал на протезах и был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Можно долго рассказывать о моих ровесниках, сражавшихся наравне со взрослыми в годы Великой Отечественной войны. И, как правило, сегодняшняя молодежь с большим интересом и вниманием слушает, как наши юные граждане защищали свое Отечество. С праздником вас, дорогие метростроевцы! Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и счастья. Пусть мир и любовь всегда будут в вашем доме.
В.Татаринов, ветеран Метростроя,
председатель правления Московской организации ветеранов Великой Отечественной войны - воспитанников Армии и Флота.

Никогда не забыть

Завтра - День защитника Отечества. Это по-настоящему большой праздник для тех, кто носит военную форму, кто освобождал нашу Родину от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной... Я хорошо помню то далекое военное время, Москву сорок первого. Мне хочется об этом сегодня рассказать.
Когда враг подходил к городу, прифронтовая, ощетинившаяся противотанковыми "ежами" столица сделала все, чтобы эвакуировать тысячи ребятишек в безопасные районы страны. Кто-то уезжал семьями, но немало было тех, кто остался, решив разделить с родным городом его судьбу.
Когда началась война, мне было пятнадцать лет. Наша семья эвакуироваться не стала, мама постаралась отправить в деревню лишь одного из четверых детей - мою младшую сестренку, Я до сих пор храню открытку, которую она прислала, добравшись до места, читаю ее, а на глаза набегают слезы.
Сентябрь, октябрь 1941-го... Не забыть никогда то время. Холодный ветер носил бумаги по безлюдным улицам, в домах холодно, ни газа, ни света, ни отопления. Очень, очень голодно. Из очисток от картошки мама пекла лепешки. Нас, детей, организовали в отряды, мы осуществляли дежурство по дому. Если из окон пробивалась хоть маленькая полосочка света от керосиновой лампы, коптилки или свечей - предупреждали об этом жильцов. Во время авианалетов забирались на чердак дома, помогали взрослым скидывать вниз "зажигалки" или же тушили их в песке.
Я с товарищами по школе радистов дежурил еще и во Дворце пионеров у "Кировской". Этот район здорово бомбили. Было страшно от разрывов бомб и рева самолетов.
На территории Дворца пионеров формировались ополчения - защищать Москву шли студенты, рабочие с разных предприятий, в том числе и с Метростроя. Перед их отправкой на фронт устраивался концерт. Пели лучшие артисты Большого театра - Михайлов, Барсова. Здесь же можно было услышать и Лидию Русланову. Добровольно пошел в ополчение родной брат моей мамы - Макарий Иванович Колобков, который был нам как отец. В боях под Ельней он погиб. На строительстве оборонительных сооружений под Смоленском работала моя сестра Екатерина, студентка первого курса МИИТа. Фашисты часто их бомбили, сбрасывали листовки... По 18 часов в сутки трудились московские рабочие, обеспечивая войска оружием, боеприпасами, техникой.
К декабрю сорок первого стало совсем тревожно. Мы ловили из репродукторов каждое слово диктора о военных действиях под Москвой, хотя эти сообщения передавались очень нерегулярно, Мы следили за ходом битвы под Москвой и, узнав о долгожданной победе, были переполнены непередаваемой радостью.
В начале войны я занимался в школе радистов, готовил себя к фронту - выпускников нашей школы забрасывали в тыл к врагу. Я не раз писал заявления с просьбой отправить на войну, но мне отказывали - не тот возраст. А в июле сорок второго Сокольнический райисполком мобилизовал меня на трудовой фронт. Так я попал на шахту №19 Подмосковного угольного бассейна. Стал работать проходчиком. Получал даже стахановские талоны - граммов 100-150 водки, кусочек сала и хлеб. Водку менял на муку, из нее варил "болтушку". Затем меня перевели на шахту №20. Ее возглавлял А.Т.Бессолов, отец В.А.Бессолова, который работал в СМУ-3, а теперь - в Корпорации "Трансстрой", Эта шахта на протяжении всей войны держала Знамя Государственного Комитета Обороны СССР, чем мы все очень гордились. Здесь трудились настоящие ударники производства, которые каждый день перевыполняли план. Мы жили в режиме военного времени, по утрам построения - в шеренгу по участкам. Десятник докладывал начальнику шахты о выполнении задания прошлого дня, отмечал лучших, называл худших. Каждый день, как в атаку, мы шли на добычу угля, который так был необходим стране.
Летом 1943 года меня, наконец-то, вызвали в военкомат и вручили повестку на фронт - в бронетанковые войска. Всю дорогу до шахты бежал без остановки, чтобы сообщить новость, но начальник шахты Бессолов повестку разорвал и отправил меня на смену. Так я остался на добыче угля. Работал проходчиком, бурильщиком, крепильщиком, потом уже - десятником, помощником начальника участка и начальником участка - прошел на шахте хорошую школу. Таких, как и я, молодых людей, приехавших добывать для страны уголь, было немало - тысячи юношей и девушек из разных городов, Свою лепту внесли и московские метростроевцы, они восстанавливали разрушенные шахты Подмосковного угольного бассейна. Среди них такие известные в нашем коллективе люди, как И.И.Альперович, А.И.Щербина, А.Н.Ширяева и многие другие, заслуженно награжденные впоследствии медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
С праздником всех, кто воевал с оружием в руках, с праздником всех, кто ковал победу в тылу!
В.Соловьев, ветеран Метростроя.

Наши юбиляры

"Живи как минимум, до ста - и постарайся не состариться…"

"Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы 2-й механический завод Метростроя, эвакуированный в первые месяцы войны из Москвы в Сибирь, оказался не на моей родной станции Чулымская, а в каком-нибудь другом месте. Конечно бы я не пропала, нашла себя, но не нашла бы, уверена, такого замечательного коллектива, как наш Метрострой, не встретила бы таких прекрасных людей, которые на протяжении шестидесяти лет рядом со мной и в горе, и в радости..." Многие из тех, к кому обращены эти слова Валентины Васильевны Шульгиной, собрались 5 февраля на Кузнецком мосту, чтобы поздравить председателя совета ветеранов Метростроя с ее юбилеем.
Как всегда красивая, улыбающаяся, но на сей раз несколько взволнованная, Валентина Васильевна радушно встречала гостей. Необыкновенные букеты подарили ей Геннадий Яковлевич Штерн, Юрий Павлович Рахманинов, Сергей Сергеевич Уханов, Владимир Самуилович Штерн, Виктор Федорович Субботин... С ароматом роз, гвоздик и хризантем, со стихами и романсами, пожеланиями добра и счастья в этот зимний февральский вечер в доме на Кузнецком мосту царила весна.
- Дорогая Валечка! - по-дружески ласково звучал голос Константина Абрамовича Ратнера. - Ты девочкой пришла на Метрострой, в пятнадцать лет!
...Далеко-далеко позади остался военный сорок второй год, когда школьница Валя Павлюченко была мобилизована на трудовой фронт, на метростроевский завод (ныне ОАО "Метромаш"), который в войну делал снаряды для фронта. А она и ее подруги - ящики для их упаковки. Далеко-далеко позади тяжелый переезд из Сибири в Москву и работа токарем, фрезеровщиком в механическом цехе завода. И Победа - такая долгожданная! И начало мирной жизни. И счастливая трудовая жизнь - на заводе, в дорпрофсоже, в СМУ-11...
И вот твой юбилей - я так или иначе
Задам тебе от всех друзей еще одну задачу.
Задача эта так проста,
Что в поясненье не нуждается.
Живи как минимум, до ста -
И постарайся не состариться.
К этому пожеланию метростроевского поэта Константина Абрамовича Ратнера присоединились поэт и актер Роман Константинович Гутовский, который тоже выступил со своим юбилейным стихотворением, Владимир Антонович Сахаров и Дмитрий Евгеньевич Метальников, душевно исполнившие для виновницы торжества ее любимые романсы.
- Вы - наша! Вы отдали заводу двадцать пять лет, - с гордостью говорили Валентине Васильевне метромашевцы Нина Николаевна Седова и Алексей Александрович Марченко. - Вас помнят на заводе, любят. От ветеранов вам - низкий поклон за добрые дела, за щедрость сердца, за неравнодушие к людям.
Владимир Ильич Савкин, хотя и представлял на юбилее коллектив СМУ-15, прежде всего вернулся к своим истокам, а это тоже Метромаш, там он начинал свой метростроевский путь.
- Где бы ни работал, я всегда чувствовал заботу и поддержку Валентины Васильевны. Она мне как мать. К ней - с любой просьбой, с любой проблемой. Да и с радостью - тоже к ней. Она была самым почетным гостем на моей комсомольско-молодежной свадьбе. С ее легкой руки я стал председателем ДСО "Локомотив". И даже прозвище свое "Вечно живой" я получил от Валентины Васильевны. Приятные воспоминания посетили и Наримана Александровича Простова. Воспоминания эти простирались далеко за границы нашей Родины - в Европу. Очень весело, с тонким юмором рассказал он о туристической поездке метростроевцев в те, доперестроечные годы во Францию, не забыв при этом отметить достойное поведение Валентины Васильевны, проявившей необыкновенную стойкость перед массой имеющихся там соблазнов.
Каждый из гостей, произнося тост, словно перелистывал одну за другой страницы ее жизни.
- Я пришла в профсоюз, многого не зная и не умея, - Галина Федоровна Ласькова говорила о том времени, когда Валентина Васильевна работала заведующей отделом дорпрофсожа. - Вы - мой учитель. И не только мой - десятки людей называют вас своим наставником.
- Душевность - вот главное ваше качество. Вы всегда в человеке видите человека. Вы слышите людей, умеете их слушать, сопереживать - а это очень редкий дар. Это - от Бога, - именно так свою признательность Валентине Васильевне выразил Евгений Васильевич Афонин, а Арон Петрович Рознатовский пожелал, чтобы солнышко в ее окошко светило долго-долго…
- Ветеранам она нужна, она - их надежный и верный помощник. Для каждого находит время, о каждом готова позаботиться. Ее телефон, как горячая линия... - Игорь Иванович Бучинский очень верно отразил сегодняшний день Валентины Васильевны, ее настоящее. И без этого настоящего она своей жизни не представляет. Не пропадает с годами потребность делать добро, идти к тому, кому трудно, кому так важна ее поддержка и так необходимо ее участие.
- А на учете у Валентины Васильевны, - как уточнил на юбилее Александр Николаевич Родионов, - более трех тысяч ветеранов, три полноценных СМУ!
Здоровья вам, Валентина Васильевна. Пусть жизнь будет долгой, радостной, светлой. Пусть рядом будут друзья, как в тот прекрасный зимний вечер 5 февраля, о котором вам напомнит - и не раз - видеозапись, сделанная ребятами из "Контингента". До следующего юбилея!
Н.Соловьева

Строители столичного метро

Жизнь, посвященная красоте

В апреле 1966 года Александр Мышенков вместе с дипломом строительного факультета МИИТа получил распределение на Метрострой, и отдел кадров направил его в Контору спецработ.
Начальник КСР Вениамин Исаакович Штеренлихт тепло встретил новичка и от души поздравил с прекрасным выбором будущего. Правда, было непонятно: если "специальные работы" - всего лишь отделка помещений, то что в этом прекрасного? И какое тут может быть будущее?
Сильное впечатление произвела на новичка главный инженер КСР Елена Максимовна Сеславинская. Молодая, красивая, задорная, с отлично поставленным голосом и хорошим словарным запасом, она была переполнена столь откровенным энтузиазмом, что, слушая ее, он постепенно стал понимать: будущее может действительно оказаться интересным, Уже то, что предстоит участвовать в отделке самого красивого в мире метро, настраивало на определенный лад.
А Елена Максимовна, человек очень дальновидный в области производства, сразу смекнула, что из юноши, если его хорошенько опекать, можно вырастить себе смену, очередного главного инженера. Это интересный вариант, поскольку, кроме нее, Штеренлихта да начальника планово-технического отдела Леонида Никаноровича Загуменнова, людей с высшим образованием в Конторе не было. Действительно, в те годы в КСР, впрочем, как вообще на Метрострое, дела вершили практики: прекрасные рабочие всех профессий и высочайших квалификаций, мастера, бригадиры и вышедшие из их среды начальники смен и участков, имеющие максимум среднее техническое образование. Впрочем, отсутствие у них самых элитных дипломов с успехом компенсировалось профессионализмом такого суперкласса, какого невозможно достичь в аудиториях. Все секреты мраморных, штукатурных, паркетных, малярных, слесарных дел, все приемы, десятилетиями отработанные, проверенные и заученные при отделке интерьеров станций метро и уникальных зданий Москвы, передавались в бригадах "из рук в руки", и выращенный там руководитель не только "видел все", но и обладал завидной возможностью в натуре показать новичку, как надо работать. Виктор Михайлович Будаев, бывший каменотес, а в шестидесятые уже начальник участка с дипломом техникума, уникальный человек, отзывчивый, грамотный, знающий на стройке буквально все, мог, заметив что-то не то, подскочить к молодому гранитчику, схватить мастерок и продемонстрировать ему настоящий класс. Нынешний директор Управления спецработ до сих пор пользуется его советами.

* * *
В общем, вот таким образом при отделке станции "Текстильщики" появился там новый начальник смены КСР.
Александр Иванович, поняв всю жизненность интермедии, в которой студенту-первокурснику рекомендуется позабыть то, чему его учили в школе, а затем молодому специалисту - то, чему обучали в институте, начал постигать премудрости отделочных работ на практике, по крохам набираясь у мастеров опыта. Теоретически, конечно, но этого хватало, чтобы постепенно любопытство в его взгляде менялось на профессиональную прозорливость. И одновременно происходила с ним метаморфоза: постепенно перевоплощаясь в инженера-практика, он становился жестким на производстве, требовательным в делах, но вместе с тем не переставал восхищаться работой профессионалов, чутко чувствовал людей и всегда шел навстречу им, их проблемам и нуждам.
Вместе с тем "форма" рядового инженера оказалась ему явно мала, он быстро освоился с практической отделкой и стал интересоваться экономической стороной дела, свойствами отделочных материалов, даже порывался высказывать недовольство некоторыми технологическими процессами, к тому же вечно бывал непоседлив, подвижен, инициативен. Пытливый разум, всегда недовольный и неудовлетворенный, увлекал его порой в самые дебри и тонкости производственного бытия.
В этой ситуации руководство КСР, в лице начальника и главного инженера, посоветовавшись, порадовавшись и одновременно боясь спугнуть удачу, в 1968 году решило назначить Мышенкова начальником планово-технического отдела, то есть практически передать ему все бразды теоретического управления производством. Он был вынужден окунуться в мир расчетов, смет и графиков, экономики и финансов, материальных поставок, людских ресурсов, внутренних и "межрегиональных" контактов... И с удивлением и удовлетворением почти физически чувствовал, как расширяется его кругозор, как по-другому, рельефно видится теперь весь механизм хозяйства, отвечающего за красоту подземной Москвы. Но вместе с этим удовлетворением все больше росло в нем недовольство. Бесконечно неуютными условиями, в которых трудились отделочники, мокрыми процессами штукатурных работ, сезонным характером занятости, зажатостью сроков перед сдачей объектов и тому подобными проблемами, список которых бесконечен. Теперь несколько отдаленно, из "кресла" начальника ПТО наблюдал он за теми, с кем еще недавно работал на строящихся станциях и домах, и эта отдаленность вдруг резче выявила "обычные" бытовые проблемы уже ставших близкими ему людей: нужду - в заработке, в жилье, детских садах, отдыхе и лечении, дефицит времени, уделяемого домашним - когда в предсдаточной круговерти отделочники по нескольку смен не покидали рабочих мест, стараясь уложить в минимальные оставленные им сроки максимальное количество дел. И поражала до боли в душе их безотказность, и буквально ранило свое бессилие что-либо изменить. Производственная машина КСР катила по намеченному генеральными планами и самой историей строительства метрополитена пути, и ничто, казалось, не могло помешать ее движению.
В конце 1972 года Елена Максимовна была переведена на партийную работу, и "передала" должность главного инженера Конторы спецработ Метростроя Александру Ивановичу Мышенкову. Как она сказала на днях - "безболезненно".

* * *
Собственно, благословил Мышенкова на новую должность не кто иной, как Василий Дементьевич Полежаев. Вызвал к себе, выслушал робкие опасения новичка и как-то обыденно, по-простому сказал:
- Когда-то ведь надо начинать.
И завертелась иная жизнь, быстро замелькало время. Отделывали "Баррикадную", готовились шагнуть на "Хорошевскую", а шагнули - уже на "Полежаевскую": Василия Дементьевича не стало. А боль утраты усиливалась в душе от того, что станция оказалась рядовой, типизованной - как хотелось бы об этом человеке оставить в Москве прекрасную своей архитектурой память. Никакой лепнины, никакой каменной вязи, никаких витражей не пожалели бы метростроевцы, увековечивая имя своего самого близкого начальника.
Девятнадцать лет отдал Мышенков новой должности. Испытал в полной мере тяжесть персональной ответственности за технику безопасности, буквально бился с генподрядчиками за каждый час "своего" времени на стройке, сутками не покидал объектов, которые почему-то сдавались, как правило, к Новому году. Старательно разрабатывал в себе некую производственную дипломатию и отрабатывал психологию влияния на сотрудников, уже зная, что в оставленные отделочникам сроки по всем СНиПам ничего нельзя успеть, и не успеть нельзя - организация потеряет доверие. Даже в самых критических ситуациях внешне он не паниковал и не был хладнокровно спокойным, наоборот, источал бесконечную уверенность в людях. А 31 декабря вечером, практически самолично приняв отделку и оценив ее качество, отпускал всех, вновь осматривал сделанное и поражался: как успели?
Должность главного инженера дала ему возможность практически заняться новыми технологиями, облегчающими труд штукатуров и маляров и сокращающими сроки отделочных работ. Он перенял у СМУ-4 новшество - облицовку наклонных ходов алюминиевыми профилями, внедрил монтаж алюминиевых подвесных потолков и облицовку алюминием путевых стен, вместе с СКТБ и Метрогипротрансом исключив процессы оштукатуривания и окраски. С его настойчивостью удалось создать и внедрить водозащитные стеклопластиковые зонты (впервые на "Чеховской") с офактуренной поверхностью для сводчатых станций метрополитена, исключившие тяжелые мокрые ручные процессы. Долго бился с консерваторами за идею облицовки стен мрамором и гранитом на относе. И, теперь можно сказать, "процесс пошел". Потому что первой "Горьковская" так была облицована, но поневоле: камень устанавливался в ночные окна, а днем при движении поездов начиналась вибрация, и мрамор мог отвалиться от конструкций, а теперь Метрогипротранс уже официально запроектировал облицовку на относе и на "Воробьевых горах".
Создается впечатление, что этот стиль работы остался у Мышенкова неизменным. Во всяком случае, плавный переход его в 1991 году из главных инженеров в начальники Управления спецработ не сказался на его режиме.
Но повышение сказалось на его действиях, придало особую решимость, В первую очередь, став начальником и чувствуя, что вся ответственность за этих людей и их дело теперь лежит на его плечах, Александр Иванович приложил титанические усилия, налаживая дипломатические контакты с генподрядчиками, добиваясь своевременной сдачи отделочникам объектов, вводя новые технологии, облегчающие труд его подчиненных и ускоряющие процесс подготовки станций метро к эксплуатации. Недавно в свободную минутку он присел к столу, решил подсчитать хотя бы количество прошедших через его судьбу объектов, и - запутался, Станций метро выходило очень много, после "Текстильщиков" почти все. А домов вообще не пересчитать, сколько сдал. Осталось только вспомнить самые сложные.
"Пушкинская", "Горьковская", "Чеховская" ("триумвират") дались очень нелегко. Все три отделывал Будаев, и каждая была в какой-то степени уникальной. А на "Третьяковской", видя особую уязвимость ситуации, Мышенков собрал всех своих и просто, открыто попросил:
- Знаю, что вам трудно, но это в наших с вами интересах. Если хотите, чтобы нам и дальше поручали стоящие объекты, мы должны выдержать.
И честь УСР, гордость его людей победила.
Он преклонялся и преклоняется перед своими отделочницами. Мужчина и есть мужчина, пошел работать - работай, обеспечивай семью. А женщины УСР, у которых на руках дети, мужья, дом, и которые, не считаясь ни с чем, если надо, трудятся неустанно - просто поражают воображение.
А объемы работ в прежнее время были необъятными. Коллектив в 400 и больше человек ежегодно сдавал от трех до семи станций и одновременно по три жилых дома.
ПОТОМ финансирование приугасло и к 1998 году сникло совсем. Он предвидел это, наблюдая, как один за другим останавливаются крупнейшие заводы. Он искал сторонних заказчиков, пытаясь дать рабочим хоть какую-то нагрузку, без возражений отпускал бригады на подработку - лишь бы вернулись. Но прокормить такой коллектив случайными заработками было просто невозможно. Оставались ветераны и лучшие из лучших, сросшиеся с Метростроем нервами и душой...
Сегодня времена иные, с приходом нового руководства чувствуется подьем. В последние годы сдавали по одной станции - вестибюль и наклонный ход "Дубровки", потом "Улицу Академика Янгеля" с Кутузовской развязкой, в прошлом году "Аннино" и частично отделку на Гагаринской развязке. А в этом году предстоит отделать и сдать пусковые станции "Бульвар Дмитрия Донского" и "Воробьевы горы", вести отделку сдвоенной станции "Парк Победы" и, по-видимому, какой-то части Гагаринской развязки. УСР готовится к этим объемам, и директор абсолютно уверен, что коллектив справится: сохранены основные силы, основной костяк отделочников.
Ему, как и многим на Метрострое, всегда везло на окружение из очень хороших людей. И сейчас у него омоложенная команда помощников, в которых он верит и на которых не без основания рассчитывает. Это главный инженер Олег Николаевич Мельников, заместитель директора Александр Яковлевич Бондаренко, еще заместитель, по экономике - главный бухгалтер Василий Васильевич Тарасов, роль которого сегодня очень высока. Это заместитель главного инженера - начальник производственно-технического отдела Вячеслав Иванович Виноградов, бывший еще на "Третьяковской" начальником участка, очень толковый и грамотный инженер. Есть и начальники участков, на которых всегда можно положиться: ведущий - Анатолий Степанович Петренко, из молодых Игорь Зеленев, Миша Бикбулатов и - Николай Мухин, в прошлом слесарь, потом прекрасный бригадир слесарей-монтажников, а сегодня на "Парке Победы" один из ведущих механиков. Производственно-планово-технический отдел и бухгалтерия в УСР очень сильные. И ветераны с ним заодно, такие как заместитель главного бухгалтера Лидия Егоровна Земляная, с которой он познакомился, когда пришел устраиваться на работу. Так что есть с кем преодолевать рубеж отделки когда-то привычных 45 тысяч квадратных метров поверхностей.
Ему еще рановато заниматься воспоминаниями. Но все же, если пройтись по вехам - это станция в Ленинграде и станция в Баку, две станции в Ереване, помощь Киеву, Тбилиси, Праге... Легче всех было сдавать станцию "Московская" в Праге, потому что там все объекты предъявлялись под отделку четко по графику. Это новые материалы, новые механизированные инструменты, новые объекты - офисы, банки, магазины. И даже арка "Тысячелетия" высотой 40 метров в Душанбе.
Ему рановато заниматься воспоминаниями, но уже можно констатировать - жизнь у него сложилась.
В.Мелик-Нубаров

В прошлую пятницу, 15 февраля, в Управлении Московского Метростроя состоялось чествование директора УСР Александра Ивановича Мышенкова, метростроевцы отметили его 60-летие.

Приглашает Дворец культуры

"Это все - мы!"

Дворец культуры Метростроя и ансамбль "Кудринка" приглашают метростроевцев на цикл концертов "Это все - мы!". В программе представлены 50 популярных народных и эстрадных танцев России, Европы и Латинской Америки. Концерты пройдут 3 марта и 28 апреля во Дворце культуры. Начало в 17 часов.
3 марта
1-е отделение - "Танцы народов мира" (Россия, Румыния, Украина, Венгрия и др.)
2-е отделение - "Эстрадный калейдоскоп". Модерн, степ, рок-н-ролл, кантри... (Молдавия, Испания, Литва и др.)
28 апреля
1-е отделение - "Танцы народов мира" (Россия, Молдавия, Испания, Литва и др.)
2-е отделение - Мексиканский моноспектакль.
Руководители ансамбля - Ирина и Алексей Сальниковы.

С внуком по жизни

Как жаль, что нельзя вернуться в прошлое, хотя бы на минуточку. Нельзя переступить порог нашей конторы на улице Баррикадной, где располагалось СМУ-13 и где по утрам мы встречались с Натальей Ивановной Сусловой на наших рабочих местах - в отделе кадров. Это было прекрасное время! Да и мы были моложе...
В прошлом году Наталья Ивановна отметила пятидесятилетие работы на Московском Метрострое. И в том же году ушла на заслуженный отдых. Но и этот год в ее жизни - не рядовой, 10 февраля она отметила юбилейный день рождения.
Наталья Ивановна частенько вспоминает, как приехала в Москву из Калужской области и устроилась в КСК-8 - убирать снег у метро "Аэропорт", как, заметив ее старательность и трудолюбие, девушку перевели в строительную группу подсобной рабочей, и как впоследствии она стала квалифицированным штукатуром.
Но не только профессию приобрела Наталья Ивановна на Метрострое. Здесь она встретила свою настоящую, большую любовь - Александра Ивановича Суслова, бывшего начальника СМУ-13. Нет, конечно тогда, в пятидесятые, как и она, он трудился рабочим, как и она, жил в общежитии. Они встречались по утрам на работе, а вечером на танцплощадке - жизнь только-только начиналась и все самое главное было еще впереди...
Они поженились после возвращения Александра Ивановича со службы в армии. Родился сын. Это была дружная и счастливая семья. Александр Иванович окончил техникум транспортного строительства, его карьера пошла в гору. Но и Наталья Ивановна от мужа не отставала, тоже по вечерам училась в техникуме, а окончив его, стала трудиться инженером планового отдела.
Вместе и дома, и на работе. Веселые, гостеприимные, радушные - у Сусловых всегда собирались друзья и родственники, они всегда всем помогали. Когда Александра Ивановича не стало, Наталье Ивановне пришлось учиться жить без него. Привыкать к одиночеству было трудно. Но спасение пришло с рождением внука, которого назвали в честь дедушки Сашей. И сегодня, уйдя на заслуженный отдых, Наталья Ивановна живет внуком. Вот вырастет Саша, быть может, как и дедушка, станет метростроевцем.
Наталья Ивановна, будьте здоровы и счастливы, пусть беды и печали обойдут вас стороной, а радость и хорошее настроение шагают с вами в ногу.
Т.Сумцова

Hosted by uCoz